Хват удильника

Некоторые специфичные проводки невозможно сделать иным, отличным от рекомендуемого хвата, способом. Хотя, если постараться, то, наверное, и можно! Но, надо ли?!

 1. Верхний хват

ловля леща зимой ловля леща зимой

Всем знакомый и привычный способ держания удочки. Удобен для проводок: быстрая пила, широкая пила, векторная.

 2. Нижний хват

ловля леща зимой

Иногда его еще называют «карандашным». И это, действительно, похоже на то, как мы держим карандаш или ручку. Удобен для проводок: быстрая пила, широкая пила, векторная.

 3. Отвесный хват

ловля леща зимой

Часто его называют «маятниковым» захватом. Удобен для проводок: широкая пила, векторная, широкий маятник, быстрый маятник.

4. Плоский хват

ловля леща зимой

Удочка лежит у Вас на ладони, придерживаемая только большим пальцем руки. Она расположена к Вам боком. Не встречал в литературе описание этого хвата. Но в жизни изредка встречал у старых, «довоенных» рыболовов. На рыбалке применяю его постоянно для таких проводок, как «плоская быстрая пила», «плоская широкая пила», «плоский вектор», «плоский угловой вектор», «плоский дриблинг». Такие проводки очень эффективны при ловле пассивной рыбы. Это не означает, что при активной рыбе поклевок не будет! Будут! Но когда рыба хватает все, что шевелится, то можно подобрать для ловли более привычные для Вас захваты удильника. Для меня же плоский хват так же комфортен, как и все выше перечисленные.

Теперь договоримся с вами о терминологии, которую я применяю при рыбалке на безмотылку.

Положение удильника относительно плоскости льда: Параллельно льду – 90 градусов; (угол между хлыстиком удильника и леской равен 90 гр.) Под наклоном к плоскости льда, обычно 45 градусов – 45 градусов; Вертикально относительно льда (отвес) - 0 градусов.

«Дриблинг» - быстрые или медленные колебания мормышки без подъема или спуска, то есть на одном месте.

«Частота» - количество колебаний мормышки (один цикл: вверх – вниз) в течение одной минуты.

«Амплитуда» - расстояние, которое проходит мормышка за один цикл. Наиболее четко амплитуда видна при дриблинге, когда мормышка колеблется на одном месте с подъемом, допустим, на три мм и таким же спуском. При некоторых проводках, например, «пила», амплитуда бывает двойной, то есть: скажем, - 4/2. Это значит, что в течение одного цикла, мы поднимаем мормышку на 4 миллиметра и опускаем на 2мм, тем самым осуществляя вертикальную проводку вверх. При проводках типа «вектор», «плоский вектор» амплитуда выражается одной характеристикой: например: 2 или 3; 4 и т.д.
«Длинный кивок» - стальной, пластиковый или композитный кивок с размером рабочей части не менее 100 мм. Главное, чтобы кивок «гнал волну»! То есть, чтобы колебания с большой амплитудой шестика, «прогнав волну», затухали до самой малой амплитуды на кончике кивка!
«Короткий кивок» - пластиковый кивок с рабочей частью, не более, 70 мм.
«Обратно-выгнутый кивок» - короткий мягкий кивок, которому изначально придали загиб вниз по ходу лески. То есть в рабочем положении кивок почти отвесно «смотрит вниз».
«Кивок отвес» - очень мягкий кивок, не имеющий собственной игры, и под нагрузкой висящий вертикально, то есть перпендикулярно льду.
«Скорость проводки» - величина, которая «сама получается» при сложении частоты и амплитуды. Различаю скорость проводки на подъеме и, реже, на спуске. Чем больше частота и амплитуда колебаний, тем быстрее скорость проводки. Если мы говорим: «медленная проводка», то значит надо подбирать такую частоту и амплитуду, чтоб проводка и в самом деле была медленной.

Типы проводок

Быстрая пила

Самая известная и популярная из безмотыльных проводок. Но и самая трудная для качественного исполнения! Если у Вас есть хорошо подогнанный под вес мормышки длинный стальной (или из монокристаллической бронзы) двухконусный кивок, то правильное исполнение этой эффективной проводки значительно облегчается. Суть проводки в том, что мы колеблем мормышку так, как будто «пилим» воду в лунке. Мы поднимаем мормышку вверх, скажем на 3 мм и тут же, без микропауз, опускаем ее на 1 или 1,5 – 2 мм. Я не использую в «быстрой пиле» амплитуду более, чем 5/3. Частота колебаний в «быстрой пиле» подбирается в зависимости от активности и вида рыбы, которую вы желаете поймать. Для ленивого и медлительного леща можно применять частоту 60-120 колебаний (циклов) в минуту. Для плотвы, ельца, ерша – 120–180 колебаний в минуту. Для окуня я применяю частоту от 240 до 360 колебаний. При длинном кивке для пиления применяют верхний, нижний и отвесный хваты. При положении удильника 90 гр. применяется только верхний хват. Если Вы исполняете «быструю пилу» обратно-выгнутым или отвесным кивками, то удобнее применять нижний или отвесный хваты. В чем же трудность пиления?! А в том, что Вы, задав в начале проводки определенную частоту и амплитуду, не должны менять ее до самой верхнее точки! Поэтому не торопитесь при освоении «быстрой пилы» сразу задавать мормышке большую частоту и малую амплитуду! Потренируйтесь дома, в высокой посуде, на малых частотах и предельно большой (для меня: 5/3) рабочей амплитуде. На кивках типа «отвес» и «обратно-выгнутый» применяют нижний и отвесный хваты. Выглядит это (особенно при нижнем хвате) будто вы ставите карандашом множество точек на листе бумаги или стучите, как дятел, по столу! При использовании этих кивков руку надо тренировать обязательно! Если длинные кивки как-то сглаживают огрехи, особенно при использовании ветрогасительной опоры, то отвесные кивки с готовностью передадут рыбе все Ваши ошибки! Тут уж Вам выбирать. Для меня оказалось проще поставить руку, чем подогнать или изготовить три десятка кивков под каждую мормышку индивидуально…

Вектор (векторная проводка)

Эта проводка не вызовет в освоении никаких затруднений. Если «быстрая пила» рассчитана на активную рыбу, что, согласитесь, бывает не часто, то векторные проводки выручают тогда, когда рыба и не помышляет о еде! И, тем не менее, она хватает мормышку даже в самое бесклевье. Эта проводка в разных регионах называется по-разному. Мне встречались такие названия: «толчковая», «лесенка», «скрадок», «пунктир». Андрей Константинов из Екатеринбурга называет её «крадущейся». Мне же больше приглянулось название, которое я услышал в Ленинграде от профессора математики - «вектор». На мой вопрос: «А почему вектор?» получил ответ: «Короткие, точно направленные отрезки прямой линии…» Я не математик, спорить не стал, но название мне понравилось и как-то прижилось у меня в голове. Проводка выполняется следующим образом: Берете удочку любым, удобным для Вас хватом и, опустив мормышку на дно, начинаете поднимать ее вверх короткими, по 1-3 мм толчками с микро-паузами в половину секунды после каждого толчка. Скорость подъема определяете по активности рыбы. Активная рыба – вектор 3 мм. Пассивная – 1 – 1,5 мм. Главное, чтобы после каждого микроподъема выдерживалась крохотная пауза. Выполнять вектор удобнее на коротком кивке. Можно и на длинном, но тогда надо повернуть его в положение «обратно-выгнутый» и работать очень аккуратно! Векторная проводка должна работать только в одном направлении и не иметь «отдачи кивка» вниз! Только в одну сторону. Поэтому короткий, обратно-выгнутый кивок или «отвес» для этой проводки удобнее. Я приловчился выполнять векторную проводку любым кивком и вообще без него! При легчайшем удильнике с удлиненным карбоновым шестиком, поклевка и сама игра мормышки отдается в руку как стук. Не стукнула при проводке мормышка - подсекай! Впрочем, ловите пока с кивками.

Нижний вектор

Все то же самое, только стартуем не со дна, а сверху. Это дело обожает плотва и пассивный окунь.

Плоский вектор

Выполняется плоским хватом и любым кивком. Важно другое: если лед толще 30 см, то проводка малоэффективна. И лунка должна быть чистой от крошек льда и снега. Вы стартуете от одного края лунки и микротолчками ведете мормышку к противоположному краю без подъемов и спусков! – параллельно дну. Чем толще лед, тем короче путь мормышки без вертикальных перемещений, так как до конца мы не можем очистить лунку до идеального состояния. Да и зачем? Мало что ли других проводок?! По той же причине (полной очистке лунки) проводка слабо работает на мелководье, поскольку лунка засвечивается.

Угловой вектор

Начинаете так же, как и плоский вектор, но, стартовав от края лунки, Вы ведете проводку не параллельно дну, а под углом 15-30 градусов вверх, то есть с подъемом. И не забывайте про микропаузы - это Вам не пила какая-нибудь! Дойдя до края лунки, ведете мормышку назад, но уже кивком вперед. Угол можно поменять, а вот величину «толчка» менять не стоит. Проверял… Я бы не стал рассказывать про угловой вектор, так как это всего лишь модификация одной и той же векторной проводки… Но уж очень эту проводку «уважает» карась! А мы его ловить зимой любим.

Маятниковые проводки

Эти проводки весьма успешно работают на водоемах Курганской области. Лет десять назад, на каком-то озере, поставил для себя задачу: сегодня ловить только маятниковыми проводками. И вполне успешно отрыбачил! Впрочем, спектр маятниковых проводок позволяет ловить любую рыбу - как по виду, так и по активности.

Широкий маятник

Выполняется отвесным хватом. Можно и нижним, но удобнее – отвесом. Используется короткий кивок. Качественное выполнение проводки на длинном кивке требует многочасовых тренировок руки. А оно Вам надо? «Легким движением руки» укоротили кивок и работайте маятником, сколько душе угодно! Располагаете удочку в отвес так, чтоб кончик кивка смотрел вертикально в лунку, и начинаете маятниковые движения поперек лунки с амплитудой 20-40 мм и частотой до 120, не более, циклов в минуту. Можно выполнять дриблинг, подъемы и спуски.

Быстрый маятник

Выполняется отвесным хватом и на коротком кивке. Все так же, как и при игре широким маятником, но амплитуда - 10-20 и частота - до 240 циклов в минуту. Понятно, что при такой частоте длинный кивок перейдет в режим «волна» и не выдаст Вам желаемую игру. Возможно, рыба и клюнет… Но это будет какая-то другая проводка, а не быстрый маятник.

Колокольчик.

Это разновидность широкого маятника. Вся разница в том, что колебания удильнику задаются ударом по катушке указательным пальцем. Зачастую, после дриблинга широким маятником переходишь на колокольчик с подъемом - и моментально происходит поклевка рыбы. Видимо, ударные колебания шестика передают через леску мормышке своеобразные колебания, отличающиеся от колебаний при игре широким маятником. Более того, «колокольчик» заметно меняет игру мормышки в зависимости от того, в каком положении у Вас находится плоскость кивка относительно точки удара: загнутый вверх (спинка), вниз (обратно-выгнутый) или на ребре. Проверьте в аквариуме или банке, и Вы увидите реальные отличия.

Плоский маятник

Выполняется плоским хватом и любым кивком. Удильник лежит на ладони и расположен параллельно льду. Движения кивка – поперек лунки. Выполняется весь спектр колебаний – от широкого маятника до быстрого маятника. Можно выполнять дриблинг, подъемы и спуски. Важно помнить одно: стартовав с определенной частотой и амплитудой, Вы не должны ее менять до определенной Вами точки, в которой будет сделана секундная пауза или контрольная подсечка.

Горка

Эта проводка частенько выручает и уводит «от нуля» в жесткое бесклевье, в периоды, когда рыба не желает брать ни на какие другие проводки! Даже векторные манипуляции с удочкой остаются безответными! Тогда наступает время «горки»… По сути – это медленный подъем мормышки от дна до уровня глаз без толчков и колебаний. Впрочем, совсем без колебаний не получится! То рука дрогнет, то ветерок по кивку ударит, то рукав куртки за что-то заденет. Так что – мормышка колеблется… Подъем надо выполнить, примерно, за 15 секунд. Как я это делаю: стукнув пару раз мормышкой об дно, начинаю движение вверх, проговаривая про себя: «21, 21, 21, 21, 25!» Далее - «21, 21, 21, 21, 25!», «21, 21, 21, 21, 25!», то есть - отсчитываю пятнадцать секунд. За эти три счета я довожу кивок, примерно, до уровня глаз или чуть выше. Затем останавливаю движение и опять считаю: «21, 21, 21, 21, 25!». Если до этого не последовало поклевки, то на счет «25» делаю мягкую кистевую подсечку. Частенько рыба засекается, причем я точно помню несколько рыбалок, когда на контрольную подсечку было поймано рыбы больше, чем на нормальные проводки! Вообще, старайтесь помнить о завершении каждой проводки контрольной подсечкой на счет «21, 21, 21, 21, 25!»

Подгорка

Это горка «наоборот», то есть спуск мормышки сверху до дна. Выполняется с той же скоростью, то есть – по счету. Я заметил, что на «подгорку» поклевки случаются во второй половине дня. Не могу объяснить этот факт, но это - многолетние наблюдения.

Скрутка

Мне встречалось такие названия этого действия, как «волчок», «юла». Уже из этого можно представить себе движения мормышки в воде! Выполняется это так: на уровнях, где чаще всего следовали поклевки - у дна или в полуметре от него, - вы останавливаете поступательное движение снасти и, зажав леску между большим и указательным пальцами, быстрым движением закручиваете её по часовой стрелке. И - сразу же! - отпускаете, внимательно следя за кивком. В течение 5-10 секунд мормышка выполняет колебания «туда–сюда» вокруг своей оси. Обычно на затухании вращений и происходит хватка рыбы. Посмотрите дома, в банке, как это работает.

Зеркало

Это не какая-то отдельная проводка, это - «зеркальный» способ исполнения всех, известных Вам, проводок. Исполнив «дивное соло» из пяти-шести, отточенных до совершенства, проводок, Вы не дождались от неблагодарной рыбы долгожданной поклевки. Ну что же, не хочешь элегантного виртуоза - получи брутального кустаря! Вы перекладываете удочку в левую руку и начинаете исполнять то же произведение искусства, которое только что мастерски исполняли правой рукой! Больно и стыдно смотреть на то, как это получается! Однако «на вкус и цвет – товарищей нет». Почему-то рыбе Ваши каракули кивком вполне по вкусу… Следует уверенная поклевка! После вываживания Вы начинаете «правильную» проводку «правильной» рукой. И рыба опять клюет! Ну, это понятно: большинство поклевок происходит на смене игры. Пробуйте «зеркало», это интересно и результативно.

Проводки-«активаторы» клева

«Активаторы» клева - это темповые проводки, при которых рыба не совершает поклевку, но заметно «раздразнивается». Стоит Вам после активатора выполнить «рабочую» проводку, и рыба не заставит себя долго уговаривать! Правда, это - только в идеале…

Широкая пила. Выполняется так же, как и быстрая пила, но амплитуда – 7-12 мм.
Широкий вектор. Выполняется так же, как и вектор, но амплитуда - 5-10 мм с более скоростным подъемом или спуском.
Чирок. Это даже не проводка, а чистая «дразнилка»! Вы берете удильник в положение «отвес» и начинаете выполнять дриблинг проводки «широкий маятник». Причем, стараетесь выполнять дриблинг так, чтобы мормышка изредка «чиркала» по дну, то есть касалась дна, поднимала крохотные фонтанчики мути. После 10-20-секундного дриблинга, кладете мормышку на полсекунды на дно и - сразу же! – начинаете любую рабочую проводку.
Вилочка. Теперь хочу рассказать об отдельно стоящей проводке "вилочка". С одной стороны, это вроде "быстрая пила". Но наличие ударных элементов, характерных для колокольчика, делает игру мормышки заметно отличающейся от классической быстрой пилы. При этой проводке хлыстик у основания катушки или посередине помещается между указательным и средним пальцами левой руки. Начинаете перемещать хлыстик вверх-вниз. Амплитуда задается зазором между пальцами. Широко развел - широкая амплитуда, свел поближе - вот тебе и малая. Некоторые выполняют вилочку между указательным и большим пальцами. Ну, кому как нравится. Проводка весьма работающая, но физически утомительная. Хотя, когда я был моложе, то так не думал!

Я рассказал Вам о всех типах проводок, которыми я, успешно или не очень, пользуюсь на рыбалке. В следующей главе расскажу об искусстве, - а другого слова подбирать не хочу - комбинирования проводок. Что же касается вышеописанных проводок, так сказать, в чистом виде, то вот вам мой совет: не заморачивайтесь на точном соблюдении амплитуды и частоты! Это невозможно! Все эти величины можно охарактеризовать по-другому. Например, быстрая пила 3/1/240 означает всего лишь мелкую игру мормышки с приличной частотой и средней скоростью подъема вверх. Для себя визуально уясните, чем одна амплитуда отличается от другой, проведя несколько раз сравнительные «баночные» испытания проводок. Это надо сделать, поскольку это - «начальная школа»!

Можно, и так многие делают, играя правой рукой, левой поддерживать и плавно поднимать игровую руку. Некоторые скользят игровой рукой по вытянутой или поставленной рядом с лункой ногой. Пробуйте, решайте, что Вам удобнее, и как получается лучше. Догм нет! А заложив фундамент, можете дальше строить на нем, что угодно! Реальная рыбалка расставит все по своим местам. Появятся любимые проводки, которые Вы начнете применять чаще всего, и у Вас все чаще именно на эти проводки будет ловиться рыба! По мере накопления опыта Вы вдруг поймете, что ничего страшного в быстрой пиле или угловом векторе нет и, спокойно и счастливо, начнете ловить большую рыбу, задумываясь только о комбинации проводок, типе мормышки и ее тюнинга! Дальше поговорим о комбинировании проводок.

Искусство комбинирования проводок

Да-да! Я не оговорился, именно «искусство»! Вы познакомились с основными проводками, которые применяются при ловле рыбы на безмотыльную мормышку. Конечно, можно применять их по очереди или списку. И рыба, если она есть под лункой, скорее всего, схватит мормышку. Считая, что подобрали проводку, на которую рыба сегодня клюет, Вы начинаете тщательно копировать удачное движение мормышки. А поклевок больше нет! Вдоволь наигравшись быстрой пилой или вектором, Вы начинаете понимать, что делаете что-то не так… И вновь переходите на «списочную» игру. Тут же следует хватка рыбы! Я не знаю, отчего так происходит, но рыба клюет при смене проводок. Даже если Вы определили, что окунь сегодня чаще всего клюет на проводку «быстрый маятник» в 10 см от дна, а потом, при продолжении – в 60-70 см, то это не значит, что надо постоянно осуществлять только эту проводку. Вы должны подготовить рыбу к этой проводке! И для этого у Вас в арсенале много вариантов для составления уловистой комбинации. Можно сделать две быстрые дразнящие проводки «широкий маятник» ото дна на высоту 30 см и сразу же со дна сделать быстрый маятник с медленным подъемом до уровня глаз. Выдерживаете в верхней точке паузу в три-пять секунд и производите короткую кистевую подсечку. Если рыба не клюнула, можно попробовать провести две широких пилы 10/5/180 до уровня глаз - как Вы понимаете, довольно быстрых - а затем сразу, ото дна провести быструю пилу, но с почти вертикальным углом расположения удильника относительно плоскости льда. Это будет почти «быстрый маятник». Меняя положение удочки относительно льда, Вы меняете «жесткость» (или «мягкость») колебаний мормышки.
Два направления в технике проводки безмотыльной мормышки Одни рыболовы категорически настаивают на том, что амплитуда и частота не должна меняться от точки старта до точки финиша длинной проводки. Только в монотонности и точности исполнения залог успеха! Другие же говорят, что смену проводок можно осуществлять в течение одного подъема или спуска, и это - гораздо результативнее, так как позволяет быстрее нащупать оптимальную для данного водоема (или периода) проводку. Помня о том, что чаще всего клюет на смене проводок, надо проводить эту смену на горизонтах, где чаще всего происходят хватки рыбы. Иными словами, за один подъем можно сделать три-пять разных проводок. Не могу не согласиться ни с первыми рыболовами, ни со вторыми, так как их выводы основаны на многолетнем опыте! Ведь ловят же и так, и эдак! Дело в физических данных и характере рыболова. Для одного не составляет никакого труда вести мормышку на высоту метр-полтора без сбоев и остановок - а это важно, так как сбой в монотонной игре отталкивает рыбу от мормышки (это я наблюдал посредством видеокамеры, опущенной под лед). Ладно, если это векторные проводки или горка, или маятник, наконец! А если это быстрая пила 1/3/240?! У меня без сбоев не получается провести пилу длиннее 50 сантиметров. На уровне до полуметра ото дна или нижней точки рабочего горизонта я вполне качественной проводкой беру рыбу. Но потом у меня идут сбои, смена угла, изменение частоты и амплитуды. На это дело рыба клевать отказывается, если это не самый первый лед с сумасшедшим жором! Поэтому мое место - в рядах «многопроводочников».
Итак, вернемся к началу: рыба берет на быстрый маятник 10/180 со средним подъемом на горизонтах примерно 10 и 60 сантиметров от дна. Мои действия: чирок (широкий маятник с чирканьем по дну) в течение 7-10 секунд и сразу переход на быстрый маятник 10/180 с медленным подъемом до высоты тридцать сантиметров. На этой высоте делаю остановку в несколько секунд и, если не последовало поклевки, начинаю поднимать вверх широкой пилой до полуметра, где без паузы опять перехожу на «клевый» быстрый маятник, но уже с подъемом со средней скоростью, и веду его до уровня глаз или выше.

Допустим, малоактивная рыба предпочитает сегодня вектор и горку и стоит у дна. Значит, сначала привлекаем внимание рыбы аккуратным плоским маятником 20/120 у самого дна без подъема, а потом сразу же переходим на вектор 2-3 мм с медленным подъемом на 20 см, где делаем паузу и обязательную (для вектора) подсечку.

Опускаем мормышку на дно (я предпочитаю контролируемое падение) и выполняем у дна дриблинг быстрой пилой 3/3/240 в течение 5-7 секунд, останавливаем мормышку на секунду и делаем медленную горку на 10 см, опять дриблинг пилой и поднимаем горкой выше, до 20 см ото дна и так далее...

Теперь Вы сами можете составить массу вариантов и комбинаций и вдоволь натренироваться в банке или ванне.

Важно запомнить следующее:

  • Начинать надо с быстрого дразнящего движения, а в рабочем горизонте - переходить на более медленную «ловчую» проводку.
  • Какой бы длины отрезок Вы не выбрали для конкретной проводки - игра на его протяжении должна выполняться максимально точно и без сбоев.
  • Если сбой все-таки произошел - постарайтесь использовать его для смены проводки, как правило, на более медленную. Часто такой вынужденный маневр приводит к поклевке.
  • Не забывайте о зеркальных проводках! Не могу ни понять, ни объяснить в чем тут дело, но рыба, чутко реагирующая на малейший сбой в «правильной» проводке, тупо «хапает» мормышку на «дурацкой» быстрой пиле, выполняемой левой рукой! Это многолетний факт и примите его как данность.